Давай похудеем - Информационный портал

Последние годы в нашей стране на разных уровнях вновь бурно обсуждается вопрос об очередном введении полной государственной монополии на производство и продажу водки. Совсем недавно глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко прямо заявил, что в России данная отрасль не должна существовать вне жесткого централизованного контроля. Только так можно свести к минимуму ущерб - материальный и человеческий. Те, кто помнит алкогольный беспредел первой половины 1990-х, вряд ли с этим не согласятся.

Идея госмонополии родилась не вчера. Ее не раз вводили и отменяли на протяжении последних пятисот лет. Что традиционно стояло за таким решением: интересы казны, забота о здоровье собственного народа, стремление регламентировать рыночные отношения или что-то иное? Мы решили познакомить наших читателей с краткой историей вопроса.

Доподлинно неизвестно, кто и когда впервые получил спирт путем перегонки. Скорее всего тайну превращения браги в дистиллят открыли в IX веке арабские ученые. В Европе их успех сумели повторить только в XIV столетии. В 1333-1334 гг. некий Арнольд да Вилланова, алхимик из Монпелье, в результате длительных экспериментов понял, как извлечь «душу из вина». Крепкую, маслянистую, с резким запахом жидкость, которая капала из примитивного перегонного куба, он так и назвал - spiritus vini. Его потомки предпочитают именовать ее aqua vitae, "водой жизни".

Спустя всего полвека аквавит впервые попал на Русь: в 1386 году генуэзское посольство, следовавшее из Кафы (Феодосия) в Литву, презентовало его при дворе владимирского князя. Напиток посчитали очень крепким, годным к употреблению только в качестве лекарства, да и то лишь в разбавленном виде. Кто бы мог подумать, что идея смешать спирт с водой, высказанная походя, окажется поистине революционной? Но еще важнее другое - продукт, что называется, оказался в нужное время в нужном месте.

На рубеже XIV и XV веков в России начался экономический подъем. Бурно развиваются ремесла и торговля. В сельском хозяйстве совершается переход к трехполью, что позволило получать существенно более высокие урожаи зерновых. Появились излишки, которые можно было пустить на производство «хлебного вина». Между 1448 и 1478 гг. винокурение превратилось в самостоятельную отрасль производства. Строго говоря, это был первый массовый промышленный продукт эпохи развития товаро-денежных отношений. Его продажи приносили колоссальную прибыль, потому что цена конечного продукта в десятки и даже сотни раз превосходила стоимость исходного сырья С другой стороны, интенсивно идет «собирание земель» вокруг Москвы, а борьба с татаро-монгольским игом вступает в завершающую фазу. Потребности казны резко возросли. Нужно было искать новые надежные источники ее пополнения. И они были найдены.

Около 1478 году впервые начала вводиться монополия на винокурение - сначала в отдельных городах, потом в целых областях. Этот процесс растянулся на несколько десятилетий. Хлебное вино постепенно запретили продавать в частных лавках и на постоялых дворах (корчмах). Зато его без труда можно было найти в специальных государственных питейных заведениях - в царевых кабаках и на кружечных дворах, подконтрольных представителям царской администрации. Поначалу водку делали в монастырях, но в течение XVI века ее производство и продажа полностью сосредотачивается в руках кабацких голов, их помощников и целовальников. Эти люди фактически осуществляли госмонополию, однако за ними никакого контроля не было. Если чиновники сдавали деньги «с прибылью против прежнего», претензий к ним не возникало. Излишне говорить, что в этой среде процветала страшная коррупция, взяточничество и воровство.

Кабацкие головы беззастенчиво разбавляли водку и нисколько не заботились о ее качестве, но цену держали жестко. Реально они превратились в откупщиков, извлекая сверхдоходы, держали частные кабаки, охотно отпускали водку в долг, постепенно закабаляя «питников». В середине XVII в. это привело к серии городских восстаний, которые остались в истории под именем «кабацких бунтов». Мятежи ремесленников и торговцев сопровождались страшными погромами, поджогами и убийствами. Сила народного гнева была столь внушительна, что царь Алексей Михайлович в 1652 году специально созвал Земский собор, чтобы реформировать питейное дело на Руси. Так появилась вторая монополия. Откупа запретили, нелегальные кабаки закрыли, кабацкие долги обнулили, штат чиновников перетрясли. К 1681 году восстанавливается казенное производство водки. Некоторые дворяне имели разрешение на винокурение, но должны были сдавать спирт государству. Продукцию хранили на государственных складах под вооруженной охраной.

Превращение Русского царства в Российскую империю, многочисленные войны за выход к морям, строительство флота, основание новых городов и широкие преобразования во всех сферах общественной жизни начала XVIII в. вновь поставили перед правящей властью вопрос о доходах казны. В 1705 году Петр ввел третью монополию - на десять лет восстановил систему откупов. Доведя крестьян до истощения, он восстановил свободу винокурения и обложил производство «хлебного вина» налогом. Такое положение вещей сохранялось до воцарения Екатерины II.

Немецкая принцесса прекрасно понимала, кому она обязана императорской короной - в 1765 году она даровала дворянам исключительное право на винокурение, одновременно освободив его от налогов. Остальные сословия должны были покупать водку, произведенную на казенных предприятиях. К концу XVIII столетия вновь возрождается система откупов. Строго говоря, она никогда полностью не исчезала, поскольку была выгодна государственной власти.

На протяжении XIX века предпринималось несколько попыток восстановить государственную монополию. В 1819 году на целых семь лет производство водки и ее оптовую продажу сосредоточили в руках государства, а розницу отдали частникам. Но последние быстро вернули свои потери откровенным воровством и фальсификациями. Николай I, едва взойдя на трон, упразднил монополию и восстановил откупную систему. Александр II в 1863-м попробовал ввести акцизный сбор, но тот не «прижился». Стоимость продукта резко снизилась, а, следовательно, упали доходы казны. С другой стороны, ухудшилось качество водки, а размах пьянства принял катастрофические маштабы.

Очередную монополию ввел последний русский император в 1894 году. Реально она заработала только после 1906-го и действовала до 1914-го. Для ее разработки собрали специальную комиссию, в которую входили виднейшие ученые во главе с Д.И. Менделеевым, а также государственные мужи и опытные юристы. Строго говоря, это была первая последовательная реформа, а не разовое властное действо. Был разработан строгий стандарт качества водки с учетом новейших производственных технологий, научных открытий и достижений в области гигиены. От винокурения и торговли водкой последовательно отстранялись частные лица, а сама торговля ограничивалась во времени. Высокое качество официального продукта при доступной цене резко снижало экономическую выгоду самогоноварения. С другой стороны, активно пропагандировалась новая культура потребления. В водке начинают видеть не столько средство быстрого и сильного опьянения, сколько рациональный элемент застолья: продукт, который следует употреблять в ограниченных количествах и непременно с едой.

Массовое пьянство в России постепенно пошло на убыль. Сократилась смертность от алкогольных отравлений. При этом доходы казны выросли с 11% (85 млн рублей в 1900 г.) до 22,1 % (750 млн рублей в 1913 г.). С началом Первой Мировой войны водку запретили продавать. Большевики, придя к власти, на несколько лет продлили запрет. Тем не менее, с 1924 года они возвращаются к николаевской водочной реформе. С небольшими изменениями она действовала до 1992-го. На протяжении всей советской истории водочная монополия оставалась одной из важнейших статей пополнения государственного бюджета. По некоторым данным на нее приходилось до 30% всех поступлений от торговли продовольствием.

Первый президент России Борис Ельцин, вскоре после прихода к власти, отменил ее на год. Доходы казны упали до 2%! Однако самое страшное заключалось в другом. Произошел колоссальный всплеск самогоноварения и рост массового пьянства. В страну хлынул поток откровенного фальсификата. В разы выросла смертность от алкогольных отравлений некачественным продуктом. Катастрофические последствия этого решения нам приходится расхлебывать до сих пор. В 1993-м непопулярное решение отменили. Восстановлены некоторые госструктуры, осуществляющие контроль за водочной монополией. Сегодня государство предпринимает серьезные усилия для борьбы с нелегальным рынком. Однако эта работа еще весьма далека от своего завершения.

PS. В конце июня на встрече с журналистами первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Татьяна Яковлева заявила буквально следующее: "Одной из доходных статей федерального бюджета могла бы стать монополия на производство и продажу алкогольной продукции. Экономические и коммерческие интересы, связанные с контролем производства и продажи алкоголя, должны быть подчинены интересам здравоохранения и социальной политики". Разумеется, эти слова не являются личной позицией представителя правящей партии. Несколькими днями ранее на встрече Владимира Путина с лидерами парламентских фракций спикер Госдумы Борис Грызлов прямо предложил ввести госмонополию на производство спирта. Премьер-министр Российской Федерации идею, в целом, поддержал, но оговорился: "Нужно внимательно отследить, чтобы при переходе на акциз на спирт не было повышения цен на все спиртосодержащие товары". Очевидно, принципиальное решение уже принято, а звучащие с телеэкранов высказывания первых лиц государства являются всего лишь частью необходимой информационной кампании. Очередная госмонополия, безусловно, позволит наполнить казну. Но оздоровит ли она нацию? История вопроса показывает, что для государства это никогда не было приоритетом.

Комментарии (21)

User | 22/07/2009

Давно пора! Если не наладить строгий контроль за качеством, то можно с генофондом нации окончательно попрощаться. Но все как всегда зависит от того КАКИМ образом будет вводиться госмонополия. Есть прекрасный "советский" опыт по регулированию качества в сочетании с разнообразием цен. Можно конечно ценообразованием бороться с подделкой и контробандой. Но есть еще и коррупция и мощнейшее лобби частных производителей типа Жириновского и Брынцалова. Бог в помощь.

Sergey | 22/07/2009

Поддерживаю идеи ввести госмонополию на все виды алкогольных изделий. Алкоголь должен быть под контролем, впрочем как и употребляющие его люди.

Гоба | 22/07/2009

Запретить вообще продажу алкоголя! сколько молодых реальных поцанчиков эта дрянь сгубила.

Oleg | 22/07/2009

Sergey | 22/07/2009
А кто контролировать-то будет? А этих контролеров кто контролировать будет?
И насчет употребляющих людей - слышу в ваших словах ностальгию по ГУЛАГу!

User | 22/07/2009
Есть прекрасный "советский" опыт по регулированию качества в сочетании с разнообразием цен

Это вы политуру имеете в виду? Или тормозную жидкость? Или тройной одеколон? Советский опыт регулирования обернулся катастрофой при Горбачеве. Спросите Sergey`а - ему это уже объясняли)))

ххх | 22/07/2009

Гоба | 22/07/2009
Запретить вообще продажу алкоголя! сколько молодых реальных поцанчиков эта дрянь сгубила.

Поцанчикам туда и дорога

гаганов | 22/07/2009

производство и продажу алкоголя - под строгий контроль государства. Практика показала, что любой продукт, произведённый в воровской стране частным образом, либо теряет в качестве, т.к. многие ГОСТы подменены ТУ, либо, обрастая посредниками, сильно увеличивается в цене. Я бы ещё запретил рекламу пива и табака.Посмотрите на нашу молодёжь - она дохлая -по результатам призыва 30% ребят не призваны в армию!

Oleg | 22/07/2009

гаганов | 22/07/2009
производство и продажу алкоголя - под строгий контроль государства.

А как вы себе представляете контроль? Каковы его механизмы? И самое главное - кто это будет делать?

Immo | 22/07/2009

Под контроль, однозначно

Jaffe | 22/07/2009

Immo | 22/07/2009
Под контроль, однозначно

Это мне напоминает "Собачье сердце" Булгакова, диалог Шарикова и профессора Преображенского:
- Читал я переписку Энгельса с этим, как его... с Каутским.
-И что же?
-А не согласен я.
-С Энгельском или с Каутским?
-А с обоими.
-Так-так, интересно. И что же вы предлагаете?
-А взять все и поделить!
-Вот! Этого то я и боялся! Зина! Переписку Энгельса с этим, как его... В печку ее!

Монополию нужно вводить не на производство, а на реализацию алкоголя. Есть хороший опыт скандинавских стран (Финляндия, Швеция). Конечно сложно представить, что у нас будут государственные магазины уровня финского Alko: в России будут и очереди, и маленький ассортимент и коррупция, но без ограничений нам не выжить.

Oleg | 22/07/2009

KG | 22/07/2009
Монополию нужно вводить не на производство, а на реализацию алкоголя.

Мы это уже проходили и не раз. Кончалось всегда плохо. Введение госмонополии преследует только одну цель - централизовать финансовые потоки и перенапраить их в казну.
Проблема не в том, чтобы контролировать реализацию, а в том, как ликвидировать нелегальный рынок, который бурно расцветает в условиях запрета (самогоноварение, фальсификат, нелегальный импорт и т.д.). Именно некачественный нелегальный алкоголь несет основную опасность.
И второй вопрос - кто будет контролировать алкогольный рынок и кто будет контролировать контролеров?
У вас есть ответы?
Я и других спрашивал - молчат...

Я сам очень не люблю слово "монополия", особенно если монополия государственная, но ограничения

Нужны, а государственные магазины видятся мне наиболее приемлемой схемой. Здесь можно максимально

Разграничить ответственность, не размазывать ее между производителями, продавцами, чиновниками и

Другими заинтересованными лицами. Производитель может производить все, что угодно, но продавать

Может это либо государству, либо экспортировать, в ином случае отвечает перед законом (не перед

Чиновником). Гос.сеть магазинов отвечает за качество продаваемого у них алкоголя и ограничения при

Продаже, и то, и другое устанавливается законом. Естественно, при госзакупках будет коррупция, так что и чиновники будут довольны.
Во всех северных странах Европы есть значительные ограничения по продаже алкоголя. Россия в плане

Пристрастия к горячительным напиткам совсем не уникальна (финны и шведы пили бы точно не меньше,

Чем русские, если бы у них не было жестких ограничений), уникальна наша свобода в этой сфере.

oks | 23/07/2009

а кто нибудь подумал? сколько в итоге останется без работы людей? и сколько опять появится дряни, типа самогона,фальсификата и т.д.?

Oleg | 23/07/2009

KG | 22/07/2009
Я сам очень не люблю слово "монополия",

В том что вы говорите, безусловно, есть много правды. Но также есть много всяких "но". Сухой заклн в Финляндии, государственные магазины в Швеции... Вы не учитываете фактор территории. Финляндия по площади немногим больше Московской области. ну хорошо, пусть вместе с Тульской)
На такой территории можно установить более или менее эффективный контроль.
А теперь представьте огромное пространство от Нижнего Новгорода до Владивостока. Там и сегодня трудно со снабжением, не хватает государственных магазинов. В Сибири далеко не всегда можно достать легальную, акцизную, более или менее качественную водку. Вот люди и пускаются в различные алкогольные эксперименты.
А теперь представьте, что ввели госмонополию на продажу спиртного. Сибирь и Дальний Восток превратятся в один большой самогонный аппарат во всеми вытекающими негативными последствиями.
Теперь Кавказ. Сегодня не приходится говорить о сколько-нибудь эффективном контроле этой части страны со стороны федеральных властей. В условиях госмонополии местные кланы и тайпы быстренько наладят широченные каналы черного алкогольного импорта и понастроят заводов по производству "настоящей осетнской водки". Кто их будет контролировать, когда отец делает палево, сын работает в милиции и отца он завсегда прикроет, а брат в местной администрации и т.д.
К чему я все это говорю? Ограничения конечно нужны. Но это джолжен быть целый комплекс очень хорошо продуманных мер. И заниматься этим должны люди с чистыми руками. К сожалению, ни того ни другого в современной России быть не может.
Любая алкогольная госмонополия мгновенно спровоцирует колоссальный рост коррупции на всех уровнях.
как с ней бороться? публично вешать чиновников, как в Китае? ну что вы! Это же так не по-европейски... Это же варварство и дикость. Азиатчина одним словом.

Да уж такая у нашей страны специфика... Отношения между гражданами, государством и законом далеки от совершенства. Но при грамотной организации все возможно. Хотя здесь конечно слишком мало уважают законы и слишком много заинтересованных сторон в сфере алкоголя. К примеру, пиво: качество ужасное, продается практически без ограничений в любое время суток. Даже это не могут урегулировать, хотя производители все крупные и вляиять на них при желании несложно. Так что наверное соглашусь, что для существенных изменений мы еще не готовы, нужно делать все постепенно. Но делать нужно.

Бахтияр | 27/07/2009

Ребят что спорить? Надо с себя начинать...
Я ваще завязал... мне 24 ... отлично себя чувствую, даже странно для меня что такое похмелье сейчас и водка асоциируется только с тем чтоб ранки протирать...
Сами каждый не покупайте эту дрянь и всё, а те кто т.н. "качественным" алкоголем будет упиваться в усмерть тоже сдохнет в болезнях, только позже пьющих тормозуху и т.д.

Nnm | 27/07/2009

Вообще-то, если уж есть такой источник сверхприбыли, то пусть уж он будет у государства - хуже от этого не станет, во всяком случае, вряд ли государство будет выпускать менее качественную продукцию, потому, что это невозможно. Но вот если это будет сделано в таком ключе, как в 80-е годы 20-го века, то есть - не перераспределить сверхприбыль, а взять и ещё цены повысить - типа, куда вы теперь денетесь - сахар тоже подорожает...

Алексей | 30/07/2009

Необходимо срочно вводить "СУХОЙ ЗАКОН", и правительство это очень хорошо понимает, и в 2010 году будет введен такой закон - однозначно, ибо только статистическое употребление достигло 18-25 литров чистого спирта на каждого живущего человека в России в том числе и новорожденного (и эта статистика только государственная, частные алкогольные компании скрывают ее очень тщательно) Дело все в том что через 30-50 лет с такими темпами людей в России вообще может не остаться, а теперь сами думайте, если это выгодно гос-ву то оно будет вводить монополии или как то бороться со спиртом, или нет.... тут все просто, хочешь жить - НЕ ПЕЙ АЛКОГОЛЬНЫЙ ЯД!!! Почитайте проф. Углова, и его работы. А если сами не можете не пить, я от лица правительства вам говорю, будем вам это запрещать! ;-) 2 на 2 = 4
Всем удачи!

Дима | 31/07/2009

Алексей | 30/07/2009
А если сами не можете не пить, я от лица правительства вам говорю, будем вам это запрещать!

А не много на себя берете? Запрещать вы будете своей жене кефир пить. Действительно, пусть углова читает на ночь.
Ну да ладно. Раз уж вы имеете отношение к нашей замечательной власти, может, тогда поделитесь закрытой статистикой алкогольного потребления? Но только со ссылками. А то все эти статистические 25 литров чистого спирта на душу, включая новорожденных, как-то неубедительны. Особенно когда об этом говорят власти:)
Сухой закон может и введут. Но вот это и будет началом конца великого русского народа. Скажите, что будем делать со спиртосодержащей парфюмерией? С алкоголесодержащей химией? Изымем из оборота?
Что будем делать с вареньем (это же идеальное сырье для браги)? Запретим варить?
А черный хлеб будем продавать или нет? А дрожжи?
Народ будет чудовищно травиться, травиться и травиться.
Как это было во времена горбачевской кампании. Все эти песни про спасенные жизни оставьте для своих домашних.
И самый главный вопрос, который уже здесь задавали, Oleg, кажется - а кто будет контролировать исполнение сухого закона? Тоже власть? А что такое власть? Конкретные люди? А что за люди? А кто будет их контролировать?

Nnm | 27/08/2009

Если бы монополия подразумевала перераспределение потоков сверхприбылей в бюджет с контролем качества продукции и разумным снижением цен, то её бы мало кто не приветствовал. Вот загвоздка в "если бы"...

Alexey | 24/11/2010

"Руси есть веселие пити" - отвечал Владимир Сватославич мусульманским проповедникам еще в 10-ом веке от Р.Х. Не вымерла Русь за тыщу лет, ... и еще столе простоит. И лично я заветов предков наших не брошу.
А на счёт госмонополии: лично я за неё хотя бы потому, что денежка моя, за бухло заплаченная, пойдёт не барыге какому-то, который на них яхту себе купит, а в госбюджет, и существует ненулевая вероятность того, что эта денежка на пользу мне или моим близким сработает.

На днях государственная компания «Росспиртпром» выкупила у предпринимателя Валерия Яковлева 8 спиртзаводов. Таким образом, на долю 9 находящихся в госсобственности заводов приходится теперь более 43,3% алкогольного рынка объемом в 42,5 миллиона декалитров в год. Это позволяет предположить, что правительство действительно взяло курс на восстановление алкогольной монополии

Государственная монополия на производство, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции была отменена в 1992 году. Вместо относительно дорогой, но производимой по ГОСТу алкогольной продукции страну наводнила низкопробная крепкая контрафактная выпивка. В результате резко выросли потребление алкоголя, смертность от алкогольных отравлений и стоимость отечественного спиртного.

Если в 1985 году (накануне антиалкогольной кампании) продажа водки обеспечивала треть доходов государства от торговли продовольствием, то к 1994 году налоговые поступления от оборота алкогольной продукции давали лишь 2% бюджета.

Уже через год после отмены монополии правительство попыталось вернуть производство и сбыт спиртного обратно под контроль государства, но эти попытки провалились. В 1998 году государство окончательно признало поражение в борьбе за алкогольный рынок, существовавшая на бумаге монополия была формально упразднена.

Сегодня ввиду резкого сокращения бюджетных поступлений государству впору вновь задуматься о монополизации рынка алкогольной продукции. Разумеется, продажа спиртного не сможет полностью компенсировать выпадающие нефтегазовые доходы, но она вполне могла бы стать существенной статьей наполнения оскудевшего бюджета.

Государственная монополия на продажу алкоголя в рознице давно существует, например, в близких нам по географии и климату Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии, Канаде и даже в некоторых североамериканских штатах.

Государственная монополия позволяет контролировать качество спиртного и его продажу несовершеннолетним, а также приносит стабильно высокие прибыли государству. Недаром в конце прошлого года вице-премьер Александр Хлопонин, курирующий в том числе алкогольную отрасль, заявил, что восстановление госмонополии на производство спирта является приоритетной задачей для государства. По словам вице-премьера, «государство должно заниматься этим в следующем году и поставить это под контроль».

Как утверждает заместитель начальника Аналитического управления Федеральной антимонопольной службы Алексей Ульянов, произошло перераспределение полномочий и укрепление роли Минфина в плане контроля и сбора налогов.

«Пока мы видим большую подковерную борьбу, связанную с реализацией конкретных пунктов плана дорожной карты по стабилизации алкогольного рынка, передела этого рынка и борьбу разного рода лоббистов, - отмечает эксперт. - К сожалению, отсутствует внятная государственная политика, которая была бы направлена на ограничение потребления алкоголя и соответствовала первенству России как страны с северной культурой потребления спиртных напитков. Хочется надеяться, что Минфин как главный регулятор наведет на алкогольном рынке порядок».

При этом Ульянов опасается, что следствием снижения ценовой доступности алкоголя может стать рост алкогольной смертности из-за потребления дешевых суррогатов.

Доцент кафедры менеджмента Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян считает, что в вопросах контроля за производством спирта интерес государства к этой отрасли объясняется двумя трендами.

«Мы видим сейчас тренды консолидации и интеграции. Консолидация означает закрытие предприятий, которые не рентабельны и которые не платят налоги, в данном случае акцизы и акцизные сборы. Интеграция подразумевает интеграцию цепочки поставок. Государство уже давно пытается работать в этих трендах», - полагает эксперт.

По его словам, государство сегодня на 80% сократило число ликеро-водочных предприятий и спиртзаводов по сравнению с 1990-ми годами. И постепенно усиливает свою монополию через покупку оставшихся спиртовых заводов, чтобы контролировать всю цепочку стоимости - от распределения квот на зерновую пшеницу до производства спирта. Это делается, чтобы контролировать себестоимость и, в конечном счете, контролировать собираемость акцизного сбора, который сегодня вновь является существенной строкой в бюджете.

«Цель государства - избавиться от неликвидных, не платящих сборы предприятий и контролировать тех, кто остался на рынке, в части акцизов, через систему квотирования зерна и через систему распределения квот на спирт. В вопросах контроля за производством спирта Россия далеко не пионер. Это общемировая практика, которая успешно применяется, например, в Китае и США.При этом производство водки монополизировать, конечно, нельзя, это вызовет слишком большой резонанс на рынке», - подчеркивает Мартиросян.

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз напоминает, что об этой сделке объявили еще полтора года назад. Теперь же ситуация просто завершилась покупкой. Уже больше года назад менеджеры «Росспиртпрома» фактически воззглавили эти заводы и начали организовывать, совершенствовать саму систему продаж. поэтому если в прошлом году произведено в России 42,5 миллиона декалитрв спирта, а 18,5 декалитров были произведены группой заводов, принадлежащих «Росспиртпрому», то 40% рынка - это доля спирта вот этой группы спиртзаводов. И это заслуга менеджмента, который является представителями «Росспиртпрома».

«Фактически «Росспиртпром» уже добился 40% доли рынка по итогам 2015 года. Предполагается, что они нарастят свои мощности до 60%. Никаких сомнений в этом нет. Это произойдет за счет перераспределения объемов производства, в первую очередь, конечно, когда сформирован мощный государственный кулак, частные производители водки будут стремиться, понимая, что господин Хлопонин объявил курс на монополию, переходить на спирт нового государственного спиртового холдинга», - считает эксперт.

Здесь нужно учесть еще одну вещь, предупреждает В.Дробиз. Если по итогам прошлого года «Росспиртпром» плюс вот эти купленные теперь окончательно заводы занимали 40%, у нас есть теперь региональная спиртовая собственность, принадлежащая Татарии и Башкирии. Фактически государственный спирт этих трех компаний по итогам текущего года составит минимум 50% от его общего объема.

«С учетом роста производства на мощностях «Росспиртпрома», думаю, что объем государственного спирта по итогам 2016 года составит около 65-70%. По большому счету, это можно назвать первой фазой госмонополии или первой фазой госконтроля над легальным рынком спирта», - отмечает Дробиз.

Вторая фаза, по его мнению, будет уже полноценной госмонополией. Остается только небольшая группа заводов, кого-то из них государство купит, кто-то просто выдавит с этого рынка. Это уже не будет такой проблемой, как было бы в 2007 году, когда на рынке работало 135 спиртовых заводов. Сегодня их осталось только 35. Решить проблему внедрения госмонополии на рынке, где небольшое количество участников, конечно, гораздо проще. Кроме того, надо учесть, что внедряется еще и система ЕГАИС. Вкупе все это приведет к тому, что в 2017 году в городской легальной алкогольной рознице нелегальной водки уже не будет.

Но все меры, которые предпринимает государство, никак не отразятся на рынке нелегальной суррогатной продукции, на которую приходится примерно половина выпиваемого россиянами спиртного в форме аптечных настоек, спиртосодержащих жидкостей двойного назначения, суррогатного алкоголя и самогона, предупреждает эксперт.

Чисто теоретически, если государство в 2017-2019 годах победит аптечные настойки, заводскую нелегальную водку, спиртосодержащие жидкости двойного назначения, то рынок самогона, который по итогам 2015 года составлял менее 200 миллионов литров, может вырасти до 900 млн литров к 2019 году. Но это уже не имеет отношения к легальному сектору. По крайней мере, легальный сектор производства и розницы будет под контролем. В магазинах будет тлолько легальный продукт, и потребителю от этого будет спокойнее, уверен Дробиз.

Рынок производства и продажи алкогольной продукции довольное специфичен. Поэтому государство контролирует его особыми методами. В то же время, разговоры о ведении государственной монополии на алкогольную продукцию не утихают. И вот каково положение дел на 2019 год.

Монополия на продажу алкоголя: аргументы против

В России статьёй 8 Конституции гарантируются:

  • единство экономического пространства;
  • свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • поддержка конкуренции;
  • свобода экономической деятельности.

Считается, что непосредственное участие государства в экономических отношениях ограничивает возможности развития предпринимателей и дестимулирует их деловую активность. Поэтому Правительство РФ:

  • последовательно развивает рыночную экономику и конкуренцию;
  • сокращает необоснованное государственное вмешательства в условия функционирования рынков и предоставления преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам.

Согласно ст. 7.1 и 7.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» цели создания госкорпораций и госкомпаний таковы:

  • осуществление социальных, управленческих или иных общественно полезных функций;
  • оказание государственных и выполнение иных услуг/функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.

Таким образом, по мнению Минэкономразвития, введение в России государственной монополии на продажу алкогольной продукции не соответствует целям создания государственных корпораций и компаний.

При этом введение госмонополии на продажу алкогольной продукции может привести к ряду негативных социально-экономических последствий. В том числе:

  • к прекращению деятельности негосударственных организаций, осуществляющих производство и оборот такой продукции, без компенсации затрат на перепрофилирование производства;
  • установлению монопольно высоких цен.

Кроме того, введение государственной монополии на продажу алкогольной продукции на территории России потребует значительных затрат всех бюджетов – в связи с необходимостью создания соответствующих государственных торговых объектов по продаже такой продукции и/или приобретения государством контрольных пакетов акций организаций.

Акцизы на алкоголь

Налогообложение акцизами – тоже важный источник устойчивого и сбалансированного формирования доходов государственного бюджета.

В соответствии с налоговым законодательством РФ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также табачная продукция – подакцизные товары.

Облагая производителей алкогольной продукции акцизом, государство:

  • с одной стороны – регулирует ее доступность для населения;
  • с другой – изымает часть прибыли в доход себе, искусственно снижая традиционно высокую рентабельность такой деятельности.

Таким образом, акцизам характерна как фискальная, так и регулирующая функция.

Ряд законодательных инициатив, предусматривающих такие поправки, внесла в Госдуму группа депутатов во главе с Михаилом Дегтяревым . Монополия на алкоголь в соответствии с первым из законопроектов предполагает, что у государства будет исключительное право как на производство, так и на оборот спиртных напитков. Заниматься этими видами деятельности смогут только организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП, имеющие необходимую лицензию и выигравшие тендер по правилам Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " ". Предполагается также установление государственных квот на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. А импорт и экспорт крепких напитков будет осуществляться по разрешению властей. Формированием цен на этот вид товаров также займется государство.

Государственная монополия может быть введена и на производство и оборот табака, в том числе на экспорт, импорт, поставки, закупки, а также оптовую и розничную торговлю. Авторы соответствующего законопроекта предлагают действовать по аналогичной схеме: формирование квот на производство табачных изделий, заключение госконтрактов с предпринимателями и т. д. Планируется принять для этого специальный закон. При этом "антитабачный" закон () станет применяться в части, не противоречащей новому регулированию.

Такой же механизм предполагается использовать при закреплении государственной монополии на производство и оборот сахара.

Монополию в отношении всех этих товаров депутаты предлагают ввести с 1 января 2017 года. Свою идею они обосновывают двумя основными причинами. Во-первых, поправки призваны пополнить казну. Подчеркивается, что государство не будет владеть промышленными предприятиями и нести бремя содержания принадлежащего ему имущества. Доход от государственной монополии бюджет станет получать от разницы между закупочной и розничной ценами продукции, то есть в виде чистой прибыли. А во-вторых, разработчики законопроектов надеются, что их одобрение позволит сократить вредное воздействие, которое оказывают алкоголь, табак и сахар на здоровье россиян.

Большинство россиян хотели бы вернуть государственную монополию на алкоголь

Больше половины россиян выступают за введение в стране государственной монополии на продажу алкогольной продукции. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного социологами «Левада-Центра».

Идею безоговорочно поддерживают 22% респондентов, «скорее положительно» относятся к ней – 36%. Не одобряют введение госмонополии на торговлю спиртным 19% опрошенных, причем из них только 4% воспринимают эту меру «резко отрицательно».

Характерно, что в поддержку инициативы в основном высказались люди в возрасте от 55 лет и старше (63%). Молодежь в большинстве своем против.

Разговоры о возвращении под контроль государства производства и сбыта вино-водочной продукции ведутся уже не один год. В последний раз эта тема поднималась в ноябре прошлого года заместителем председателя Комитета по экономической политике Совета Федерации Сергеем Шатировым. По мнению сенатора, госмонополия на алкоголь не только решит проблемы с контрафактом и поможет в борьбе с пьянством, в том числе и среди несовершеннолетних, но и позволит существенно пополнить казну.

Так ли это? И почему наши граждане так ратуют за государственный контроль в этой сфере?

«Госмонополия не уменьшит количество пьющих людей, а только усугубит ситуацию, - считает главный редактор портала «Алкоголь. Ру» Михаил Смирнов. - И я постараюсь объяснить, в чем тут логика. Что такое госмонополия? Это когда государство начинает выпускать и продавать водку (также коньяк, вино, пиво и т.д.). Сейчас себестоимость бутылки водки (вместе с тарой, пробкой, этикеткой, самой водкой, доставкой, отправкой и хранением) – 23-25 рублей. Остальные 175 рублей забирает государство в качестве акцизов, налогов и т.д. То есть, государство уже имеет огромные деньги, но больше оно иметь не будет.

«СП»: - Но считается как раз, что российский бюджет получит существенную выгоду от введения госмонополии.

Мягко говоря, это заблуждение. Ведь что такое монополизация. Придется выкупать у собственников заводы, выкупать бренды – это огромные деньги. Плюс создание специальных государственных магазинов для продажи. Это помещения, руководство, администрация, трудовой коллектив, и какая-то структура, которая будет всем этим управлять. Тоже огромные деньги из бюджета.

«СП»: - Разве затраты эти не оправданы?

У нас водку в магазинах сегодня покупает очень мало народа – она очень дорогая. Пьющая часть населения с минимальными заработками давно нашла альтернативные источники, как-то: водка поддельная, «серая», безакцизная. Активно развивается самогоноварение, причем даже в городах. Сегодня самый распространенный подарок мужчине на 23 февраля или День рождения – самогонный аппарат.

И потом, каким это образом удастся сократить продажу алкоголя несовершеннолетним? Пацаны не покупают выпивку в магазинах (потому что штрафуют магазины сильно), а просят какого-нибудь взрослого алкоголика купить. И кто будет тратить 200 рублей за бутылку, когда можно купить за пятьдесят поддельную? Так что на пополнении бюджета никак это не скажется. Тем более сейчас идет резкое снижение продаж официальной водки в магазинах. В Татарстане, например, свою водку просто перестали покупать. Ее заводят из Казахстана, потому что она там дешевле. Государство допустило одну классическую ошибку…

«СП»: - Какую?

Ту же самую, которую допускали все государства, которые вводили сухой закон или какое-то резкое ограничение. Они думают, что все люди покупают алкоголь в магазинах. На самом деле, производство алкоголя довольно простая вещь: есть скороварка, значит, можно соорудить самогонный аппарат.

Вот скандинавский вариант все пропагандируют – у них там всего три магазина на город, где спиртное продают. Все очень дорого. Они борются. Правильно. Только скандинавы ничего не покупают в государственных магазинах. Я был в командировке в Норвегии несколько раз и скажу, что «гонят» практически в каждом доме. В Финляндии, где тоже жёсткие правила, самогонная культура развита в огромном масштабе. Там все свадьбы – «самогонные». А наши законодатели не хотят смотреть глубоко.

В истории человечества было около шести «сухих законов», и все они были отменены. Это и США, и Скандинавия, и дважды Россия. Такие законы к совершенно жутким последствиям приводят. Резко возрастают количество отравлений, смертей от отравлений, лезет вверх преступность. Потому что алкоголь и алкоголь с химическими добавками по-разному действуют на нервную систему. Не забывайте еще одну вещь: сейчас дошло до того, что «доза» наркотиков стоит дешевле алкоголя. Представляете, к чему это ведет?

«СП»: - Думаете, искатели кайфа «переквалифицируются»?

Уже «переквалифицировались» - вот в чем проблема. У нас по статистике три миллиона алкоголиков. Это гораздо меньше, чем во многих странах, но и эта цифра, на самом деле, высосана из пальца. Она уже опровергнута Всемирной организацией здравоохранения. Россия где-то на 20-22 месте по потреблению алкоголя - как была, так и есть. Нам говорят: Россия спивается. Но это все лозунги. Ситуация страшнее: при трех миллионах алкоголиков (если верить официальной статистике), у нас уже восемь миллионов наркозависимых, и эта цифра растет постоянно. Алкоголь – это то, что государство и люди научились контролировать. Наркотики же изначально были незаконны. И сейчас еще алкоголь загнать в «незаконную нишу»?

«СП»: - Вот под предлогом борьбы с контрафактом возьмут и волевым решением вернут госмонополию…

Алкоголю шесть тысяч лет – это свидетельствуют документальные источники. Его запрещали, его разрешали. Он был, есть и будет. Спирт получить легко, потому что технологический процесс очень простой. И государство только потеряет от монополизации, потому что повышение цены на алкоголь уже переступило разумный рубеж. Я полагаю, те, у кого заработки средние и выше среднего, кто привык пить именно водку, они будут где-то одну бутылку в месяц покупать. Но большинство уйдет в «серую схему». Активизируется производство поддельной водки в гаражах, в подвалах. А там спирт гидролизный, с огромным содержанием сивушных масел и метанола. Народ просто будет травиться еще больше. И самое главное, государство окончательно потеряет доверие у населения.

Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз не советует делать выводы по опросу, в котором участвовали всего 1600 человек:

В России такие методики не могут быть корректными. На Западе – да, там они работают, потому что основу населения составляет средний класс. У нас среднего класса нет, поэтому эти выборки абсолютно не дают никакого эффекта. Вряд ли население в массе своей даже представляет себе, что такое госмонополия. Не зря молодёжь проголосовала против. Хотя бы по одной простой причине, что понимает: любое очередное государственное учреждение – это новая кормушка для чиновников. Люди в возрасте высказались «за», потому что у них ностальгия по советскому периоду, когда госмонополия была не только на водку, а вообще на все. И был, действительно, порядок – абсолютно точно. Но из контекста советского периода нельзя вытащить только один кусочек, госмонополию на водку. Система не будет работать.

«СП»: - Но ведь говорят, что определенный смысл в этом есть?

Да, нам говорят, что госмонополия обеспечит нам качество и безопасность продукции. Но у нас она прекрасного качества в частных руках. Еще собираются так пополнять бюджет, ссылаясь на то, что якобы так было в советское время. На самом деле, советский бюджет формировался не за счет водки. Это недалекие люди пытаются рассказать, что 25-30% бюджета советского периода составляла водка. Нет. Водка и весь алкоголь составляли только 5%. У нас экономика была – сегодня ее нет. Сегодня только нефть, газ…и все. Алкоголь составлял 25% розничного оборота. Потому что он, действительно, был дорогим. Но он и сегодня в России дорог. Относительно минимальных средних зарплат он сегодня в 4,5,6 раз дороже, чем в любой стране Западной Европы. Законодатели считают, что есть оборот 1,7 трлн. рублей алкогольной отрасли, и все эти деньги поступят в бюджет и там останутся. Но они глубоко заблуждаются.

«СП»: - Поясните?

Все деньги уйдут на содержание этой системы. Это производители, дистрибуторы, импортеры, перевозка, логистика, розничная торговля и т.д. Сегодня государство палец о палец не ударив, получает только с алкогольных акцизов 300 млрд. рублей. В 2014 году соберут уже 350 млрд. А если введут госмонополию, то эти акцизы уйдут на содержание самой системы.

Да и была уже у нас госмонополия, но пьянство не побороли. Потому что причину ищем не там…



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: